Летние каникулы – долгожданное время для детей. Сделать отдых безопасным и интересным – задача педагогов. Педагоги и родители понимают, что во время отдыха обучение не заканчивается, начинается активная пора социализации, продолжение образования. Для педагогов это время связано с особой ответственностью. Им необходимо решить непростой вопрос: как организовать каникулярное время так, чтобы дети хорошо отдохнули, поправили здоровье, набрались сил, пополнили свои знания, научились чему-то новому, приобрели новых друзей и при этом находились под ненавязчивым, осторожным контролем взрослых.
С целью организации летнего отдыха и летней занятости учащихся на базе МКОУ «Шутихинская СОШ» организуется лагерь с дневным пребыванием детей.
Летний лагерь с дневным пребыванием является как формой организации свободного времени детей, так и пространством для привития художественно-эстетической культуры, сохранения и укрепления здоровья, повышения творческой активности.
“Здоровое детство-это здорово” – эта формула становится девизом при организации детского летнего отдыха, а заодно и правилом творческого подхода к каникулам – радостному времени духовного и физического развития роста каждого ребенка.
Актуальность программы
Не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остается дома. Предоставленные сами себе, дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. На основе социального заказа муниципального образования и создан оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей. В нем отдыхают дети из малообеспеченных, многодетных семей, дети группы риска, состоящих на внутришкольном контроле. Длительность смены 15 дней. В пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами, укрепляет здоровье.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
- устойчивым спросом родителей на организованный отдых учащихся;
- работой по укреплению здоровья детей и формированию у них потребности здорового образа жизни;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала педагогов в реализации цели и задач программы.
При составлении программы учитывались традиции и возможности ОУ, уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы детей и родителей, опыт прошлых лет по организации летнего отдыха. Данная программа по своей направленности является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях лагеря с учетом особенностей местонахождения ОУ. Программа «Каникулы путешественников « рассчитана, что дети каждый день совершат увлекательные познавательные путешествия, расширяющий их кругозор в различных направлениях и новый день приносит с собой новое событие, задание, открытие.
Программа организации летней лагерной смены призвана всесторонне удовлетворятьпотребности детей и подростков, и направлена на обеспечение их полноценного и содержательного отдыха через разнообразные виды деятельности:
• художественно — эстетическое и музыкальное творчество;
• декоративно — прикладное творчество;
• интеллектуальное развитие;
• физическую культуру и спорт;
• досуг;
• социально – психологическую адаптацию;
• экскурсионную работу.
Зачисление производится на основании заявления родителей (законных представителей). В лагере организуются отряды с учётом возрастных особенностей и интересов обучающихся, строго соблюдаются требования санитарно-гигиенических норм и правил, правил техники безопасности.
Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
Лагерь размещается на базе муниципального казённого образовательного учреждения МКОУ «Шутихинская СОШ».
В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка, организацию активного, насыщенного отдыха детей, проведение работы по вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря. Основная идея программы - обеспечить ребёнку возможность сохранения здоровья в летний период, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни. Представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков.
Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.
С целью организации летнего отдыха детей на базе МКОУ "Шутихинская СОШ" работает детская оздоровительная смена с дневным пребыванием «Страна Здоровия». Предполагается в летний период оздоровить 60 учащихся. Возраст детей от 6 до 18 лет. Продолжительность смены - 15 дней.
Программа основана на педагогических принципах:
Гуманизма - отношение к каждому из детей как к самоценности.
Толерантности - терпимости к мнению других людей, другому образу жизни.
Творчества и творческого отношения к делу, проявление творческих способностей в полной мере.
Духовности - формирование у детей и подростков нравственных ценностей, соблюдение норм морали.
Доступности - учет возрастных особенностей детей и выбранных форм работы с ними.
Принципгуманизацииотношений
-
уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
-
уважение и терпимость к мнению детей;
-
самоуправление в сфередосуга;
-
созданиеситуацийуспеха;
-
приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;
-
защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
-
создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
-
формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
-
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем лагере «Планета здоровых ребят» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
-
Принциптворческойиндивидуальности
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
-
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
-
необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
-
оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
-
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
-
вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
-
сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
-
постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
-
Принципинтегративно-гуманитарногоподхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
-
грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
-
грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
-
грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
-
грань ориентации на консенсус («Я признаю задругим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
-
грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
-
Принципличностного Я
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
-
приразвитиидетскогосамоуправления;
-
при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
-
при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
-
Принципуважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
-
добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
-
доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
-
в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов